• 0001.png
  • slider.jpg
  • 0002.png
  • 0003.png

Психологічна служба

Школьная дезадаптация  младших школьников

Начало обучения в школе  существенно изменят ситуацию жизнедеятельности и социального развития  ребенка. Первое отличие полегает в том, что он включается в новую, до сих пор форму деятельности, которая  является социально важной и значимой. В следствие этого у него появляются новая роль и место в системе общественных взаимоотношений. В данной роли ребенок приобретает как новые права так и новые обязанности, существенно изменяется система общественного взаимодействия и отношений. Приобретенный новый социальный статус  создает условия и предпосылки формировании новых особенностей личности.   

       Данная  ситуация непривычна для ребенка и приспособление  к ней требуют определенных усилий и достаточно сложной перестройки психической деятельности. Главная особенность данной ситуации состоит в том, что предыдущую ситуацию развития  можно определить как достаточно свободную и демократичную, которая позволяла ребенку руководствоваться своими желаниями, побуждения ми и склонностями. Не было строго регламентированных видов деятельности, результаты которой оценивались и требовали обязательного усвоения определенных знаний и умений.                                                                                                 

 В новой, школьной,  ситуации  дело обстоит значительно по-иному,  ему приходится учиться не только учебным предметам, но и следовать регламенту школьных занятий, выполнять правила дисциплины и распоряжения учителя. Ребенку следует сосредоточиваться на содержании изучаемого учебного предмета, причем эти предметы для него не всегда занимательны и интересны  и достаточно сложны для понимания. Эти сложности обусловленными типичными для всех первоклассников,  которые обусловлены особенностями школьного режима, который у некоторых ребят может привести к чрезмерному утомлению, отказу выполнять определенные виды работы; необходимостью осуществления взаимоотношений с достаточно большим количеством лиц: учителями, одноклассниками, воспитателями, изменениями ситуации в семье. У достаточно многих первоклассников встречается непонимание определенных предметов или разделов. Вследствие этого существенно снижается интерес к занятиям, возникает скука и апатия.

Исследования ученых установили наличие возрастного кризиса у детей 6-7 летнего возраста, характерной чертой которого является формирование новообразований  в психической сфере ребенка. Ребенок теперь не только переживает, но и осмысливает суть происходящего, логически оценивает свои ощущения и чувства. У ребенка формируется способность оценивать свое поведение и поступки на новом уровне понимания, предъявлять определенные требования к самому себе.

В тоже время  этому возрасту характерны определенные  негативные явления,  такие как  неустойчивость воли, частые смены настроения, чувства психологического дискомфорта,  ощущение психического равновесия. Наиболее отчетливо  проявляются  обидчивость, капризность, упрямство, раздражительность, несдержанность и проч. В некотором смысле следует признать, что дети становятся менее управляемыми и с трудом подающимися воспитательным воздействиям. Эти и другие изменения в поведении детей свидетельствуют о наступлении кризиса, который ранее считался кризисом семилетнего возраста, а в данный период он «помолодел» приблизительно на полгода. Этот кризис специалисты считают одним из признаков  психологической  готовности ребенка к школе.

Следует знать, что достаточно часто паспортный возраст ребенка не совпадает с  календарным. Некоторые дети обгоняют возрастной стандарт (акселераты), некоторые отстают от него (ретраданты).  Вследствие этого закономерны значительные отличия в уровне психологической готовности детей к  школе по таким параметрам как познавательная мотивация, уровень развития интеллекта и социализации.   

Психологический процесс перестройки деятельности и поведения   детей, обусловленный                 сменой социальной ситуации при поступлении ребенка в школу обозначается как адаптация детей к школьному обучению в частности и к  школе, как новому институту социализации. Успешной адаптация является тогда, когда ученик успевает в учении, усвоил нормы поведения в школе, продуктивно и без конфликтов общается с одноклассниками, ощущает себя в школе комфортно и благополучно.

Если приспособительные процессы нарушены, и ученик ощущает в школе  эмоциональный     дискомфорт, имеет проблемы с успеваемостью и поведением, то в таком случае речь идет о проявлении школьной дезадаптации. Психологи используют термин «психогенная школьная дезадаптация», понимая под этим проявления психогенных реакций, формирований и заболеваний, обусловленные сложным вхождением  ребенка в процесс школьного обучения. Психогенная  школьная  дезадатация является одним из вариантов  школьной адаптации и её следует отличать от иных форм дезадаптации, обусловленных психопатическими проявлениями.

Существует компетентное мнение специалистов, о том что школьная дезадаптация по сути являет собой  часть общей социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может как первостепенную, так и второстепенную роль.

Школьная дезадатация, по определению специалистов, включает три компонента: академический, социальный и личностный. Академическая адаптация проявляется уровнем успешности в учебной деятельности и усвоением норм школьной жизни. Социальная адаптация определяется  успешностью построения ребенком своих отношений со сверстниками как новой для себя социальной группы. Уровень принятия ребенком своего положения в группе одноклассников как своего нового социального статуса характеризуется  как личностная  адаптация. По мнению специалистов, наиболее желательным является равностороннее  развитее всех составляющих компонентов адаптации. При превалировании у ученика одного из компонентов, происходит  рассогласование общей картины адаптации.    

     Школьная дезадаптация  проявляется в неадекватных механизмах приспособления к новым условиям жизнедеятельности в виде неполного и некачественного усвоения школьником учебного материала, низким уровнем познавательного интереса, проблемами поведения, психогенными  реакциями и заболеваниями, повышенной тревожностью, развитию неуверенности  в собственных силах. Специалисты возникновение школьной дезадатации связывают с такими причинами:

·         недостаточный уровень сформированности навыков и приемов учебной деятельности;

·         низкий уровень мотивации учения;

·         недостаточно развита способность ученика оценивать  и контролировать своё поведение;

·         личностные особенности, мешающие усвоению темпа школьной жизни (темперамент);

Наиболее характерными  признаками школьной дезадатации являются проявления негативного отношения к школе, повышенная эмоциональная неустойчивость, тревожность, сниженная работоспособность, сложности в осуществлении контактов и общении со сверстниками  и учителями. Возникает боязнь неправильного выполнения  домашних заданий, сомнение в своих способностях, страх перед учителем, уход в себя, ощущение ущербности и неполноценности, чрезмерная застенчивость, депрессия, психосоматические проявления. Родителям следует знать, что наряду с отчетливо проявляющимися признаками школьной дезадаптации,   достаточно  часто имеют место и нечеткие и даже скрытные формы. При этом внешне успешный и успевающий ребенок ощущает внутренний дискомфорт, неуверенность в своих силах, боязнь неудачи, страх перед учителем и школой вообще. Иногда появляется нежелание идти в школу, ощущает сложности в общении с одноклассниками, может формироваться необъективно заниженная самооценка.

Причины дезадаптации  различны, по мнению психологов, можно выделить четыре группы ведущих факторов, являющихся условиями её появления. Первая группа обусловлена  особенностями осуществления  самого процесса обучения, содержанием и уровнем сложности программ, персональными профессиональными качествами учителя, методом и темпом  изложения учебного материала и ведения урока, режимными моментами школы. В результате отрицательного  воздействия наличность ребенка формируется вид адаптации,  имеющей название дидактогения. Наиболее ей подвержены  физически ослабленные дети, дети со слабой нервной системой меланхолического  темперамента, педагогически запущенные ученики, имеющие определенное отставание в интеллектуальном развитии.

Ко второй группе относятся причины и обстоятельства, обусловленные ошибками и просчетами педагога, недостаточно осознающего индивидуальные особенности учащихся. В результате возникает разновидность  дезадаптации, кторая в данном случае имеет название  дидаскалогения.  Ведущим фактором развития данного вида дезаптации  являются именно личностные  качества учителя, его просчеты и недоработки по построению взаимодействия  с учеником. Младший школьник во много зависим  от учителя и  в связи с этим,  педагогические ошибки учителей, их авторитарность,  очень существенно ранят психику детей.   

Данные специалистов  указывают  на необходимость в начальной  школе, а особенно в первом классе, учителю больше ориентироваться  на личностное взаимодействие  с учениками. В таком случае у учеников формируется доверие и уважение к учителю, чо значительно улучшает взаимодействие учителя и ученика. В случае, если учитель предпочитает организационно- дисциплинарное воздействие, тогда адаптация учеников класса усложняется и замедляется, не возникает уважительно доверительного контакта между учителем и учениками,  в некоторых случаях  возможно возникновения отчуждения между ними. Постепенно у детей могут происходить нежелательные изменения в ощущениях учеников, формирования у них комплекса неполноценности, депрессивность, сниженная самооценка.   Существует компетентное мнение специалистов, что ощущение учеником  неприятия и непонимания со стороны учителя или одноклассников, может  стать причиной развития у него эмоционального стресса. Возникает реальная опасность формирования негативных комплексов личности, например постоянного ощущения  и предчувствия провалов и неудач в учебной деятельности, боязнь наказаний со стороны родителей.    Особое внимание со стороны учителя должно уделяться детям, если у ребенка еще в период посещения детского сада. Учителю полезно знать,  с какими сложностями встречался ребенок в детском саду, и не было ли у него проявлений дезадаптации. Следует быть  особо внимательным к детям, которые в детском саду проявляли неуверенность, излишнюю застенчивость или наоборот были непослушными или непомерно возбудимыми. С определенной мерой вероятности ожидать, что подобные личностные качества ребенка будут проявляться, а возможно и  усугубятся в школе.  

 

Испытывают определенные трудности дети, которые до школы не посещали детский сад, не занимались в кружках в студиях или секциях, а занимались дома с родителями или индивидуально  с репетитором.  У таких детей как правило, существенно не достаёт опыта социального взаимодействии и общения как со сверстниками, так и с взрослыми  людьми. В школьных условиях, дети, ранее не посещавшие дошкольные и внешкольные образовательно-развивающие заведения, проявляют повышенный уровень тревожности, они сложнее переживают возникающие конфликтные ситуации, затрудняются находить продуктивные способы предупреждения конфликтов и их разрешения. В некоторых случаях, особенно избалованны в семье дети, предъявляют претензии на исключительность и неординарность, с одноклассниками неуживчивы и заносчивы, требуют к себе повышенного внимания со стороны учителя.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru