• slider.jpg
  • 0002.png
  • baner.jpg
  • 0001.png
  • 0003.png

Психологічна служба

Детство без жестокости. Так уж ли необходимо насилие над детьми?

Главным аргументом оправдания родителей  насилия над детьми является  «необходимость воспитания». Однако многочисленные исследования специалистов и педагогическая практика убедительно доказывают, что любое физическое насилие никакого воспитательного воздействия в себе несет.

Это и антипедагогично и негуманно , вредно и  нарушает законные права детей защиту и неприкосновенность личности.   Последствия таких «воспитательных действий» оказываются  более тяжкими, чем непослушание ребенка - как для него самого, так и для его близких людей. Насилие, как физическое. так и моральное наносит  непоправимый вред  здоровью ребенка а иногда является угрозой для жизни. Дети, систематически подвергающиеся физическим наказаниям склонны к различным  заболеваниям, прежде всего психической сферы, а также к развитию психосоматических болезней.  Кроме того, систематически избиваемые  родителями или другими членами семьи  дети  формируют в себе такое негативное качество как  агрессивность по отношению к другим детям, а впоследствии, когда повзрослеют,  и к своим родителям. Если вовремя не принять кардинальные меры, этот  порочный круг насилия может втянуть себя достаточное количество действующих лиц, как насильников, так и жертв.

  Уже давно миновали те времена, когда физические методы воспитания детей  считались в обществе нормой. Статус детей в семье приравнивался к статусу либо имущества родителей, либо к домашним животным. Широко известный факт, когда  в 1874 году суд в США приравнял избиваемого родителями ребенка к скоту, так к тому времени в стране отсутствовала законодательная защита детей, а закон о защите животных уже действовал. В настоящее время действует Конвенция ООН о правах ребенка, практически во всех  страх приняты законы о защите прав детей, однако случаи физического и других видов насилия над детьми еще достаточно распространены.

Вышеупомянутая  Конвенция ООН декларирует запрет на все виды физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное, со стороны родителей, опекунов  или любого  другого лица, заботящегося о ребенке.     

Всемирная Организация  Здравоохранения  и Организация  Объединенных наций  декларируют  насилие над ребенком  как «намеренное использование своей власти, применение силы или угрозы её применения  в отношении ребенка со стороны одного или нескольких лиц, которое приводи, или с высокой вероятностью может привести  к причинению вреда  здоровью, развитию, или достоинству  ребенка».

Насильственные действия в отношении  к ребенку не ограничиваются только  физическим воздействием.

Определяются такие виды насилия:

Физическое насилие – проявляющееся  в нанесении ребенку физических травм, увечий, телесных повреждений, причинении физической боли. Физическим насилием также являются попытки удушения, ограничение или лишение свободы.

Также  насилием является вовлечение детей   в употребление детей алкогольных  напитков, наркотических или иных токсических веществ, курению.

Психологическое или эмоциональное насилие  - проявляется  в унижении достоинства, оскорблении, игнорировании интересов  ребенка, его ценностей и интересов. К этой категории насилия относятся также ,  угрозы причинения вреда,  нанесения увечий  людям,  которых ребёнок любит, его близким родным и родственникам, употребление ненормативной лексики в отношении к ребенку. Издевательства, насмешки, завышенные неоправданные и нереальные требования. Последние из перечисленных видов насилия наиболее распространенные и трудно определяемы, но не менее опасны, особенно своими как ближайшими, так и достаточно позже  проявляющимися  последствиями.

Сексуальное насилие – к  данному виду  насилия  относятся использования  детей взрослыми против их воли для удовлетворения своих сексуальных  потребностей. При этом не обязательно должно иметь место принуждение детей силой, преступным является сам факт сексуальных действий в отношении детей. Прежде всего.  потому, что дети в таком возрасте просто  могут и не осознавать порочности самого действия и негативных последствий и находятся в полной зависимости то взрослых.

Игнорирование  и пренебрежение потребностями и интересам ребенка также является насилием. Проявляется это, прежде всего, в  лишение ребенка  возможности удовлетворять свои физиологические потребности в пище, жилье, охране здоровья, гигиенических потребностей. К этому виду насильственных проявлений  относятся  также ненадлежащее или отсутствующее   внимание и забота о ребенке,  недоброжелательные родительские взаимоотношения с ним,  принуждение ребенка к непосильному труду, нездоровые, деморализующие условия семейной жизни, обусловленные алкоголизмом или наркоманией родителей или других членов семьи, а также ближайшего окружения ребенка. Злоупотребление наркотиками или алкоголем  одного или обоих родителей является одним из вероятных факторов риска   того, что ребенок окажется жертвой насилия .

Потенциально опасными являются любые нарушения эмоционального климата в семье, которые проявляются семейными ссорами и скандалами, взаимными претензиями  родителей, авторитарный стиль отношения родителей к детям, предъявления к детям явно завышенных и непосильных требований, например, максимально высокой успеваемости в школе, другие непосильны требования или условия.

Причиненные насильственными действиями  физические и психические травмы могут нести далеко идущие негативные последствия как в виде нарушений психического состояния ребенка так и в виде различных психосоматического происхождения.

Изменения  в психике ребенка имеют очень широкий спектр проявлений, таких как задержка  интеллектуального и психического развития , продолжительных страхов и кошмаров, навязчивых мыслей бессонницей.. Детям – жертвам насилия в семье присущи такие негативные личностные качества как замкнутость, склонность  отыгрываться жестоким отношением к другим, более слабым детям, неумение дружить, заниженная  самооценка и еще достаточно много иных отклонений. К наиболее опасным  из них являются длительные депрессии, суицидальные мысли и даже попытки, формирование виктимности -   психологического синдрома жертвы. Такие дети составляют большинство детей – жертв насильников и маньяков. Ребенок, подвергшийся насилию, переживает острый эмоциональный стресс, шоковое состояние, страх и горькую обиду. В психике детей, систематически подвергающимся насилию, происходит глубокая нравственно - этическая деградация личности. Преимущественное  большинство  лиц, отбывающих наказания  в местах лишения свободы и значительное количество, находящихся на лечении в психиатрических стационарах, в детстве подвергались насилию. Это можно объяснить тем, что  сформировавшееся   в результате систематических  лишений,   восприятие личностью насилия в отношении к самому себе,  как одной из форм нормы взаимоотношений,  формирует у повзрослевшей жертвы ощущения возможности осуществлять насильственные действия к другим лицам. В том числе и к членам своей  семьи.

Естественно, далеко не каждый подвергающийся насилию в детстве становиться в дальнейшем насильником и преступником. Некоторое количество переживающих в детские годы насильственное воздействие со стороны взрослых в дальнейшем позитивно социализируются, успешно адаптируются в общественной жизни, профессиональной деятельности, создают благополучную и счастливую семью. Однако, тем не менее, детские страхи и переживания в определенных жизненных ситуациях могут реанимироваться подсознанием и проявляться в самых различных негативных проявлениях и поступках. И это может привести к значительному ухудшению взаимоотношений человека, как в профессиональной деятельности, так и семейной жизни.

Таким образом, несомненно, актуальным является вопрос  о том,  какие воспитательные меры желательны, какие возможны, а какие недопустимы, является актуальным. Без наказаний провинившихся детей порой бывает невозможно обойтись, однако наказания должны быть справедливым  и гуманными. Грань где и в каких случаях, возможно применить наказания, и какие наказания позволительны по отношению к ребенку до настоящего времени окончательно не определена. И наиболее вероятно, никогда определена не будет.

Однако с точки зрения общественной морали, педагогики, психологии и международного права, ратифицированного нашим государством, любое насилие над ребенком недопустимо.

Относительно физических наказаний следует учесть, что они могут привести к травмам, особенно если эти действия совершаются родителями в состоянии аффекта, возбуждения и гнева. К наказания в виде подзатыльников и шлепков  ребенок очень скоро привыкает, и они становятся неэффективными и кроме ощущения обиды ничего у ребенка не вызывают. 

Применение угрозы физического наказания, например, за ненадлежащее усердие в учении и низкие оценки  может в некоторых случаях привести к позитивным результатам. Но постоянные обещания наказания без практического применения очень быстро теряют свою эффективность. К тому же угроза наказания за школьную неуспеваемость чревата формированием у ученика негативного отношения к учебе, как фактору и причине наказаний. Последствием этого бывает эмоциональное отстранение ребенка от родителей, нежелание делиться с ними своими трудностями и проблемами, сокрытие своих неудач и проблем.    

Родителям следует твердо и раз и навсегда усвоить  ту непреложную истину что насильственными  воспитательными воздействиями  как физическими та психологическими положительны результатов в воспитании ребенка достичь невозможно!

Единственным правильным путем является следование в воспитании  таким основополагающим принципам  как толерантное, гуманное и справедливое отношении к своему ребенку в любых, порой самых сложных житейских ситуациях. Прежде всего в ребенке следует видеть и воспринимать его как личность со всеми присущими ему достоинствами недостками. При этом следует не забывать, что не только достоинства рнебенка как личности являютися результатами успешного родительского воспитания, а и его лчностные недостатки являются тоже «заслугой» родителей, результатом их просчетов и недоработок в воспитании ребенка.

Скорее всего именно родители в определенной, сложной для ребенка ситуации не пожелали его внимательно выслушать, рассудить, поддержать и дать дельный совет.  

Обделенный родительским вниманием ребенок, желая быть услышанным может прибегнуть к демонстративному непослушанию, вызывающему поведению.

Воспитание ребенка ненасильственными методам предполагает знание и понимание родителями причин того или иного образа поведения, конкретного поступка. В качестве наказания возможно, например лишение или ограничение в удовольствии (например лишить или ограничит время компьютерных игр), но не физическое воздействие. Результативными являются установленные четкие и последовательные правила семейных взаимоотношений. Родительские требования не должны противоречить важнейшим жизненно необходимым потребностям ребенка (например, в игре).  Родительские требования должны быть согласованными, непротиворечивыми и предъявляться ребенку спокойно и дружелюбно.

Примечания.

С вопросами проблем поведения детей  насильственных методах их воспитания, поддержания дисциплины  и нахождения оптимальных путей воспитания ребенка не прибегая к насилию следует обращаться к социальному педагогу  и практическому психологу школы.

Насилие над детьми в любой форме запрещено статьей 19 Конвенции ООН «О правах ребенка».

 

Ответственность за насилиями над детьми регулируется Семейным Кодексом Украины, Уголовным кодексом и Кодексом об административных нарушениях.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru