• 0001.png
  • 0003.png
  • 0002.png
  • slider.jpg

Психологічна служба

Подросток - сложности развития и взросления

Проблемы  подросткового  кризиса  обусловлены  переходом от детства к  взрослой жизни. В  отличие от переходных  кризисов детства данный кризис протекает сложно и противоречиво.

 

Подростки начинают осознавать свой личностный потенциал, формируют свой  Я-образ, не всегда имея  конкретное представление каким он хочет стать и каким путем следует идти к  к развитию и формированию своей личности. Перед подростком постает задача утвердиться в статусе  самостоятельного индивида, при этом они не всегда знают каким именно образом  можно этого достичь. Если на предыдущем этапе они всегда, или в большинстве случаев, они могли опираться на знания, опыт и социальный авторитет родителей, то на данный момент  перед подростком постает задача самостоятельно действовать в выбранном направлении развития и формирования. Причем самостоятельности они больше всего и желают. В то же время они не совсем уверенны в своих силах и возможностях продуктивно преодолевать возникающие трудности на пути к взрослой жизни.

Тем не менее, несмотря на определенные опасения и сомнения, они предпочитают самостоятельно, на свой страх и риск следовать по жизненному пути  биологического, социального и психического развития. При этом, как утверждают специалисты, подросток желает не столько стать подростком, а стать или хотя бы ощущать  себя взрослым. При этом, естественно он постоянно сталкивается с жизненными трудностями и противоречиями, с необходимостью  самостоятельно принимать ответственные решения, переосмысливать систему своих личностных ценностей,   соотносить их с моральными ценностями общества.

У них возникает стремления к общественному признанию, а не только родительскому. Например,  в сообществе сверстников, учителей, соседей, знакомых. Для достижения этих целей       ему предстоит преодолеть достаточно много сложностей и противоречий. Научиться самостоятельно определять ориентиры и ставить перспективные задачи, уметь рассчитать свои силы и возможности, быть самокритичным и объективным, не рассчитывать на нисхождение и поблажки, проявляемые взрослыми по отношению к детям.     

При этом достаточно часто ему придется,  руководствуясь собственным мнением, соизмерять его с мнением других людей и принимать соответственное  решение. Подобные задачи и проблемы в той или иной степени приходится решать практически всем подросткам и не всегда им удается избежать ошибок и неудач. Поэтому очень важной в этой ситуации  является позиция взрослых, когда они понимают трудности, стоящие перед подростком, которая должна прощать неизбежные ошибки и просчеты подростков и обеспечить им моральную и эмоциональную поддержку в сложных ситуациях.

Данному возрасту присуще стремление переосмысление своей жизненной позиции, повышенный интерес как к  себе самому, своим чувствам так  к чувствам и эмоциональным состояниям других людей. Возникает необходимость переоценки своего персонального статуса, социальной позиции, положения в иерархии подросткового сообщества. Актуальными становятся вопросы авторитета, независимости и самостоятельности. Это возраст пробуждения эротики и сексуальности.

Взрослые из окружения подростка, включая  родителей и лица, общающихся с подростками в процессе свое профессиональной деятельности, в первую очередь учителя, должны определенно знать и понимать, что процесс развития личности  подростка не протекает изолированно сам по себе, а обусловлен влиянием и воздействием референтной среды  и  значимых  близких, в первую очередь – безусловно родителей.  

Именно в семье возможно создание условий для развития самостоятельности  подростка, дать ему возможность в определенных  случаях проявить инициативу и самостоятельность в  решении вопросов и проблем. При этом взрослые, прежде всего, конечно родители, должны быть готовы к тому, что в некоторой степени  для  подростка  снизится значимость воспитательного  влияния и может ослабнуть  внутренняя эмоциональная связь с ними.

В этот период происходит достаточно значительное увеличение субъектов и объектов интереса подростка вне семьи. Это  школьные учителя и одноклассники, руководители и члены внешкольных  организаций: кружков, секций, студий, а также сверстников из неформальных групп, где и с которыми подросток проводит  своё свободное время.  При этом происходит апробация  усвоенных в семье  жизненных норм, привычек, способов общения и взаимодействия. Бывают случаи, критического пересмотра  и переоценка подростком жизненных устоев, привычек и традиций  семьи. Так как  преимущественно эти процессы рассматриваются и обсуждаются в кругу сверстников, подростку становятся известными другие точки зрения и мнения. У подростка возникает возможность сравнить свои взгляды и понятия  с иными точками зрения и суждениями и сделать вывод,  что и какие изменения  могут быть для него желательными и полезными, а от каких следует отказаться или избегать.    

Если ребенок,  как правило, всемерно  принимает семейные ценности и  жизненные установки, ощущает семейный комфорт и благополучие  у него формируются чувства благодарности и преданности по отношении к родителям, от которых он получает любовь, заботу и защиту.

В подростковом же возрасте ореол родительского совершенства и безукоризненности  существенно тускнеет. Подросток  склонен критически пересматривать и переоценивать  свои взгляды на родителей  и на стиль взаимоотношений с ними.   У родителей уже нет прежнего  ореола совершенства и для сохранения прежних  отношений  на должном позитивном уровне нужны новые принципы и основания. Моральный абсолютизм родителей постепенно переходит к более  гибкому и демократичному взаимодействию между старшими и младшими членами  семьи. Подростку, как взрослеющему человеку свойственно стремление к партнерству в построении межличностных отношений и поэтому вполне понятно его стремление  строить взаимоотношения на базе взаимопонимания и доверия, чувствовать себя равноправным.  В этом  возрасте возникает чрезвычайная чувствительность ко всему неискреннему, фальшивому, нечестном.

Поэтому родителям следует учитывать эти психические и психологические особенности подростков и пытаться  не диктовать им свои условия с позиции старшего, распоряжения, решения  и при этом требовать их безприкословного и незамедлительного выполнения. Ничего, кроме конфликта, из этого не получиться. Построения взаимоотношений родителей  подростков следует строить на уровне партнерства, не давить на детей своим авторитетом, не злоупотреблять властью. Главным способом разрешения неизбежно возникающих противоречий следует избрать путь убеждения  и объяснения своей точки зрения родителями, не лишая детей права свою точку зрения и желательно не игнорируя её.

Относительно  подростковых проблем в школе следует отметить что по своей сути школа не только  и дает знания по определённым предметам, но и призвана прививать и формировать  у учеников  позитивные жизненные взгляды, систему моральных и этических ценностей,  соответствующий стиль поведения взаимоотношений.

Кроме интеллектуального школа содействует моральному развитию подростков, формирование  и них моральных ном и ценностей. В подростковом возрасте, в период ослабления внутрисемейных связей, школа  некотором роде ослабляет монополию родительского влияния     на ученика. Во взаимодействие подростков включаются новые взрослые – учителя, взаимоотношения с которыми у подростка могут быть диаметрально противоположными, от примера уважения, любви и подражания или наоборот – неуважения и отвержения. 

Таким образом,  школу можно  назвать не только обучающей  учебным предметам, но и школой жизни, обучающей взаимоотношению людей,  выполняющей социальную и  психологическую функции:  предоставляя  подростку своеобразный тренировочный полигон для  тренировки воли и других личностных качеств. Очень редко подросток без проблем проходит этап обучения в школе. Как правило, без определенных усилий, потраченных на усвоение   норм, правил и традиций данной школы  пройти обучение не удаётся. Кроме того, у многих подростков есть определенное количество учебных предметов, к которым у них нет интереса или они считают их ненужными. К тому же ученики просто вынуждены общаться с различными разными людьми и в том числе с теми, кто у них по тем или иным причинам не вызывает симпатии, доверия или уважения. 

Тем не менее, школа выполняет важную функцию по передаче подростку научных и специальных знаний и умений, которые призваны подготовить его к будущей профессиональной деятельности. Именно в период обучения в школе происходит преодоление промежуточного статуса от статуса подростка к статусу взрослого. Взаимодействие подростка с учителями и учениками оказывают на подростка значительное социализирующее влияние. Кроме как преподаватель определенного предмета, учитель предстает перед подростком в трех ипостасях: как  соратника в освоении нового социально-психологического статуса, как друга и как противника.      

Учитель преимущественно занимает ведущее и значимое место в жизни подростка и оказывает на неё значительное влияние. Возникая значительно позже родительского авторитета, авторитет учителя имеет  чисто профессиональное происхождение и ни в коем не должен конкурировать с авторитетом родителей. По этому учителю не следует пытаться занять родительскую позицию по отношению к ученику. Взаимоотношения  с учениками легче даются учителю, если он уважает ученика как  личность со всеми его достоинствами и недостатками. Очень осложняют взаимоотношения ученика и  учителя если учитель использует свои гораздо более обширные и глубокие знания и более высокий социальный статус с целью демонстрации своего превосходства или дисциплинарного взаимодействия на ученика – подростка.    Большой педагогической ошибкой является   деление учеников на способных, старательных, успешных с одной стороны и ленивых  разгильдяев с другой. Особенно чувствительно это ранит именно учеников – подростков, так именно в этом возрасте у них особенно обострено чувство собственного достоинства.

Только при условии сотрудничества, равного со всеми учениками, не взирая на  уровень учебной успешности, взаимодействие учителя и учеников будет продуктивным. Причем такое равновекторное отношение ко всем ученикам независимо от их успеваемости не провоцирует атмосферу соперничества и конкуренции между учениками. Наиболее эффективной работа учителя бывает, когда учитель, совместно с учениками, вырабатывают рациональные и справедливые правила взаимодействия и когда учителя сами придерживаются таких правил. Ведь подростки очень чувствительны к несправедливости и ценят учителя не за его слова, а за действия и поступки.       

 

Немаловажное значение для подростка имеет и взаимоотношения с одноклассниками.    Очень плохо если атмосфера в классе насыщена духом конкуренции и соперничества.    Бывают ситуации, когда в классе формируется неблагоприятный социально-психологический климат с духом конкуренции борьбы за лидерство, изоляции и даже отверженности отдельных учеников. Уже в младшем подростковом  возрасте встречаются появление буллинга к отдельным одноклассникам. В этом случае следует немедленно принимать самые решительные меры, включая в процесс противодействия буллингу учителей, специалистов психологической службы школы, родителей. Таким образом, следует всегда помнить, что подростковый возраст действительно сложный. И прежде всего, сложный,  для самих подростков. Поэтому задача педагогов и родителей состоит в создании для подростков атмосферы доброжелательности, доверия, чуткости, равноправия, сотрудничества и взаимопонимания. 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru